С середины 2008 года до середины 2010 года доля пользователей услугами страхования в России снизилась с 42 до 29%, свидетельствует всероссийский опрос, проведенный Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) совместно с рейтинговым агентством «Эксперт РА». При этом серьезно сократился и перспективный спрос на услуги страховых компаний.
Как выяснили специалисты НАФИ, опросив 1600 человек в 140 населенных пунктах России, доля тех, кто не собирается страховаться, увеличилась среди наших соотечественников с 4 до 20%. Сузился потенциальный спрос на такие виды страхования, как страхование недвижимого имущества (его планируют приобрести 4%, в то время как в 2008 году желающих было 10%), а также страхование от несчастных случаев (доля таких страхователей снизилась с 6 до 3%).
Сейчас страхование для большинства россиян — это полис ОСАГО на автомобиль. И то потому что без него ездить не разрешено. Как отмечал осенью президент Дмитрий Медведев, лишь этот сектор страхового рынка более-менее соответствует международному уровню. Там установлены приемлемые страховые премии и понятные правила игры. Что касается страхования имущества или жизни, то тут игра ведется в одни ворота. Страховщики мало того что задирают цены, так еще и часто манипулируют весьма размытыми положениями существующих законов. Президент подчеркивал, что известны случаи, когда даже при наличии договоров страхования многие объекты, пострадавшие от аварий и катастроф, пришлось восстанавливать за счет государства. Что уж говорить о физлицах.
По данным опроса НАФИ, 26% россиян не видят смысла в покупке страхового полиса. Мало того, доверие граждан снижается даже к страховым компаниям, являющимся лидерами по узнаваемости своих брендов. В отношении «Росгосстраха» и «Ингосстраха» доли лиц, доверяющих и не доверяющих этим компаниям, не изменились. А вот доля не доверяющих РОСНО выросла с 16 до 20% респондентов. Похожая ситуация с Московской страховой компанией и CO «Россия».
В рейтинговом агенстве «Эксперт РА» уверены: кризис оказал негативное влияние на ситуацию в страховой отрасли. Борясь за исчезающих клиентов, страховщики пустили в ход демпинг, в результате чего их прибыль снизилась, и, чтобы удержаться наплаву, они стали делать все возможное, чтобы сократить объем страховых выплат.
«Надежность страховщиков не только не выросла, но даже несколько снизилась, — утверждает начальник отдела рейтингов страховых компаний «Эксперта РА» Алексей Янин. — Убыточность бизнеса продолжает расти. Многие проблемы (демпинг в корпоративном страховании и снижение качества перестрахования) еще не проявились. Сами страховщики также негативно оценивают свои перспективы». Эксперт добавляет, что в условиях кризиса изменились и критерии эффективности страховщиков: после кризиса на стоимость компаний помимо объемов страховых сборов стали влиять и такие показатели, как убыточность и рентабельность.
Возникает вполне логичный вопрос: так, может, и вовсе не стоит тратить деньги на «бессмысленные» страховки. Эксперты и юристы считают, что стоит, но делать это надо с умом. Все «коварство» страховщиков кроется в предмете и условиях действия страхового полиса. «Возьмем, к примеру, ДМС. Большая часть работодателей средней руки, предлагая небольшую зарплату соискателям, завлекает их предоставлением медицинской страховки. Однако услуга, на которую мы рассчитываем, оказывается на деле совершенно другой, — рассказывает адвокат Ольга Дворянчикова. — Страховой полис может включать в себя как полный набор услуг того или иного медицинского учреждения, так и услуги весьма ограниченного количества врачей вплоть до одного терапевта. И то, и другое — ДМС. Но в договоре эти условия оговорены». Еще один пример — более популярный в России полис КАСКО.
«Приобретение в России КАСКО не делает автовладельца более защищенным, чем его соседа по гаражу, который сэкономил на страховании своего "железного коня", — говорит Дворянчикова. — Дело в том, что помимо договора, который вы подписываете, вам дают увесистую книжечку "Правила страхования", которая разработана сотрудниками страховой организации и, безусловно, является неотъемлемой частью договора страхования. Вы, конечно, не в состоянии прочитать книжечку из 100–150 страниц мелкого текста. Вы ее откладываете в сторону, прочитали договор, вполне вменяемый. Но наступает страховой случай в виде угона или ДТП, когда вашу машину полностью разбивают. И тут выясняется, что страховщик возмещать ущерб вам не намерен, поскольку в "Правилах страхования" говорится, например, о том, что при ДТП, если в ваших действиях была грубая неосторожность, деньги выплачены не будут. И таких тонкостей страхования с КАСКО десятки».
Третий популярный пример — страхование турпоездок. Тут тоже полно нюансов. Турагентство иногда пытается навязать страховой полис неизвестной страховой организации по завышенной цене с непонятным спектром услуг. Но даже если страховка вменяемая, есть риск не получить услугу. Так, в далекой африканской стране медицинских учреждений может вообще не оказаться, а тем более тех, кто будет оказывать медуслуги еще и по российской страховке.
Вывод один: быть максимально внимательными и «не вестись» на спецпредложения. Поведение клиентов и желание максимально точно прояснить для себя все нюансы страхования оказывает благоприятное действие на страховщиков. Плюс к этому страхователь также должен понимать, что бесплатный сыр только в мышеловке. «Конечно, если убрать, например, риск падения летательных аппаратов, стоимость страхового полиса практически не изменится, а если исключить, например, риск противоправных действий, то тогда страховка обойдется заметно дешевле», — говорит руководитель дирекции андеррайтинга страхования имущества физических лиц и ипотеки СГ «Уралсиб» Алексей Козьмин. Но тогда возникает законный вопрос: зачем вообще нужна страховка, если основная цель — сэкономить на самых распространенных рисках?
Дворянчикова считает полезным также перед покупкой полиса прочитать отзывы о страховой компании в интернете. Это неплохой способ получить представление о том, что ждет тебя в будущем.
Александр РАСКИН
Вся пресса за 3 декабря 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
17 апреля 2025 г.

|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 17 апреля 2025 г.
ВСС: Страхование ответственности организаторов массовых мероприятий станет стимулом для повышения безопасности

|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 17 апреля 2025 г.
ВСС: Страхование ответственности организаторов массовых мероприятий станет стимулом для повышения безопасности

|
|
Finversia.ru, 17 апреля 2025 г.
Пересмотр прогноза UnitedHealth спровоцировал волну распродаж в страховом секторе

|
|
Вечерний Ставрополь, 17 апреля 2025 г.
Зафиксировано снижение реальной стоимости ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 17 апреля 2025 г.
Европейские финансовые надзорные органы предупреждают о геополитической угрозе стабильности

|
|
Интерфакс, 17 апреля 2025 г.
Акции UnitedHealth подешевели на 20% после ухудшения годового прогноза

|
|
Прецедент ТВ, Новосибирск, 17 апреля 2025 г.
В Новосибирске страховая выплатила ущерб по просроченному полису ОСАГО

|
|
Интерфакс, 17 апреля 2025 г.
Страховщик возместит российской туристке расходы на лечение после укуса акулы на Мальдивах

|
|
Autonews.ru, 17 апреля 2025 г.
Ущерб — 49 млн. Страховщики раскрыли схему автоподстав с «правым рулем»

|
|
Интерфакс, 17 апреля 2025 г.
РСТ: страховщики не получали обращений в связи с нападением акулы на Мальдивах

|
|
Коммерсантъ-Сочи, 17 апреля 2025 г.
Экс-инспектор ДПС предстанет перед судом в Сочи за попытку мошенничества

|
|
РБК.Ростов, 17 апреля 2025 г.
НСА: Садоводы южных регионов не заявляли об ущербе из-за заморозков

|
|
Forbes Казахстан, 17 апреля 2025 г.
Обязательное страхование жилья предлагают внедрить в Казахстане

|
|
rostovgazeta.ru, 17 апреля 2025 г.
Специалисты рассказали о развитии бесплатной онкологической помощи в России

|
|
НовостиВолгограда.ру, 17 апреля 2025 г.
Эксперты ОМС поговорили о перспективах развития бесплатной онкологии в России

|
|
72.ru, Тюмень, 17 апреля 2025 г.
Синяки и ссадины — от 10 тысяч рублей: что известно про новые правила страхования для пассажиров

|
|
Секрет фирмы, 17 апреля 2025 г.
Отказ в медицинской помощи: законно ли это и что делать тем, кто с этим столкнулся

|
 Остальные материалы за 17 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|